Групповая психотерапия

Групповая психотерапия на сегодняшний день не вызывает сомнений, что наиболее эффективным подходом к реабилитации является комплексная психофармакологическая и психосоциальная помощь.

Психосоциальные методы зарекомендовали себя как необходимая составная часть реабилитационного процесса и продолжают интенсивно развиваться и совершенствоваться. Одним из таких методов является групповая терапия , которая проводится в нашей клинике.

Как было выявлено многочисленными экспериментально-психологическими исследованиями психических функций (внимания, мышления, памяти) переработка информации у людей, страдающих психическими заболеваниями, происходит неэффективно.

Групповая психотерапия в клинике

Групповая психотерапия

Специалисты клиники  используют наиболее эффективные методы, которые помогают пациентам избавиться от зависимостей и улучшить свое душевное здоровье. У нас проводятся групповые занятия с психотерапевтом.

Этот метод основан на использовании групповой динамики в лечебных целях. Задачами терапии являются раскрытие, анализ, осознание, переработка проблем каждого из участников. Во время встреч проводится работа над внутриличностными и межличностными конфликтами. Корректируются неадекватные отношения, установки, стереотипы поведения.

Для групповой психотерапии могут применяться следующие методы: дискуссия (основной метод), психодрама, музыкотерапия, арт-терапия.

Во время занятий уделяется внимание таким важным аспектам, как:

  • когнитивный (самопонимание);
  • эмоциональный (отношение к себе);
  • поведенческий (саморегуляция).

В нашей клинике сеанс длится 1 час. В группе обычно присутствуют 3–10 человек.

Когда рекомендована групповая психотерапия

Обращает на себя внимание целый ряд расстройств, ведущих к нарушению адаптации: нарушение концентрации внимания, отвлекаемость, быстрое утомление, нецеленаправленность внимания и поведения, ригидность мышления (отсутствие гибкости в перестройке усвоенных схем и шаблонов с учетом жизненной ситуации), аморфность мышления (нечеткость, размытость понятий), нарушения мотивации , эмоциональные расстройства в виде ангедонии (неспособности испытывать удовольствие), сниженного настроения, обостренной чувствительности к эмоциональным воздействиям, ослабление чувства самоуважения и др.

И как следствие, нарушаются социальные навыки: адекватность социального восприятия, вербальные коммуникации, способность к решению межличностных проблем и сложных жизненных ситуаций, снижается социальная мотивация к достижению и интерес к деятельности.

Цели групповой психотерапии

  • усиление произвольной регуляции памяти и внимания
  • усиление коммуникативной направленности
  • развитие точности и дифференцированности социального восприятия
  • снижение ангедонии
  • развитие регуляции своих эмоциональных состояний, мышления, поведения
  • отработка навыков социального поведения
  • обучение эффективным стратегиям решения межличностных проблем

Планы занятий психотерапевтических групп

Общие положения.

Данная групповая психотерапия подразумевает открытую группу. Поэтому каждое занятие может стать для пришедшего пациента первым, последним, промежуточным или единственным. Для того чтобы, не смотря на это, каждый участник группы вынес для себя что-то полезное, программа каждого занятия должна быть строго привязана к текущему составу группы, актуальным потребностям её участников.

Цели программы:

  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ – ликвидировать недостаток знаний у пациентов об алкогольной зависимости и её лечении, дать практические советы по контролю симптомов тяги, методикам расслабления, борьбе с депрессией и стрессом.
  2. МОТИВАЦИЯ – формирование у участников группы чётких мотивов к полному отказу от алкоголя
  3. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ – алкогольная зависимость сопряжена с целым рядом нарушений эмоциональной сферы. Пациентом не хватает способности понимания собственных эмоций, адекватного их выражения, страдает способность к отсрочке удовлетворения своих потребностей, у пациентов с длительным алкогольным анамнезом развиваются черты эмоциональной лабильности.

Выбор темы занятия

В начале каждого занятия участники группы говорят о том, что им интересно. Ориентируясь на их потребности, ведущий выбирает тему. Предполагается, что запросы участников группы можно будет свести к следующим темам:

  1. Алкоголизм, критерии, симптомы, стадии, соматические и психические последствия
  2. Лечение алкоголизма. Психотерапия.
  3. Взаимоотношения врача и пациента
  4. Алкоголь и общество
  5. Мотивы пьянства и мотивы трезвости
  6. Срыв и способы его предотвратить
  7. Тяга, контроль её симптомов
  8. Взаимоотношения с близкими
  9. Стресс и способы его преодоления
  10. Самоуважение

Правила групповой психотерапии

Вначале каждого занятия ведущий знакомится с вновь пришедшими, напоминает участникам группы правила группы: время начала и конца, перерыва, требование не перебивать друг друга. Совместно с участниками группы формулируется тема занятия. В конце занятия сами участники группы дают обратную связь по всему занятию. Продолжительность занятия 90 минут, в середине перерыв 10 минут

Тема: «Алкоголизм, критерии, симптомы, стадии, соматические и психические последствия».

Схема, ход занятия:

  1. знакомство, актуальное состояние, правила группы
  2. участники группы рассказывают, что они знают об алкоголизме
  3. мини-лекция о трёх этапах алкогольной зависимости, соматических и психических последствиях алкоголизма
  4. рисунок «Я и моя болезнь»
  5. обсуждение чувств, которые возникали в процессе рисования, «дорисовывание ресурсов»
  6. итоги

Упражнения и методики: групповая дискуссия, мозговой штурм, проективные, вербализация эмоций, поиск ресурсов.

Групповая психотерапия алкоголизма

Схема, ход занятия:

  1. участники группы рассказывают, что они знают о лечении алкоголизма
  2. мини-лекция о лечении алкоголизма с акцентом на особенности психотерапии, обсуждение проявлений большого абстинентного синдрома, способов их преодоления
  3. обсуждение «трёх китов», на которых стоит «черепаха» пожизненной ремиссии: знания об алкогольной зависимости, мотивация на полный отказ от алкоголя, осознание и управление собственными эмоциями
  4. итоги

Упражнения и методики: групповая дискуссия, мозговой штурм.

Взаимоотношения врача и пациента

Схема, ход занятия:

  1. знакомство, актуальное состояние, правила группы
  2. список своих качеств «Какой я?»
  3. список черт зависимых по мнению общества «Зависимые, какие они?
  4. обсуждение отношений между зависимыми и здоровыми
  5. список характеристик врачей «Врачи, какие они?»
  6. обсуждение
  7. поиск способов преодоления разрыва, недопонимания между врачами и пациентами

Примечание:

Психотерапия зависимых часто осложняется наличием психологических барьеров между зависимыми и здоровыми, врачами и пациентами. Опросы как здоровых, так и зависимых относительно друг друга показывают частое взаимное недоверие, страх, непонимания по отношению друг к другу. Данное занятие позволяет откровенно и честно проговорить эту проблему, развеять у пациентов ряд мифов по поводу отношения врачей к ним, мотивировать пациентов на более активное участие в собственном лечении: задавать вопросы, вносить разумные предложения.

Упражнения и методики: групповая дискуссия, мозговой штурм.

Алкоголь и общество

Схема, ход занятия:

  1. знакомство, актуальное состояние, правила группы
  2. пациенты пишут письмо на Марс о том, «Что такое алкоголь»
  3. каждый зачитывает получившееся письмо, члены группы по очереди дают обратную связь
  4. обсуждение образа алкоголя, алкоголика и трезвенника в современном обществе.
  5. психотерапевтический спор: половина группы доказывает, что пить хорошо, половина, что пить – плохо.
  6. обсуждение эмоций, которые возникали в процессе спора
  7. обсуждение ситуаций, провоцирующих выпивку, поведения в этих ситуациях
  8. итоги

Примечание:

Человек знает об алкоголе и его свойствах с незапамятных времён. За это время алкоголь стал не просто напитком, но и определённым символом. Им отмечают успехи, скрепляют дружбу, поминают усопших и т.д. Данное занятие помогает пациентам разобраться в той роли, которую алкоголь играет в их жизни, выработать возможные варианты ответа на предложение выпить.

Упражнения и методики: групповая дискуссия, поиск ресурсов, психотерапевтический спор, вербализация эмоций.

Мотивы пьянства и мотивы трезвости

Схема, ход занятия:

  1. знакомство, актуальное состояние, правила группы
  2. составление списка «Алкоголь для меня -…», выявление ведущих мотивов алкоголизации. Возможно письмо алкоголю «Что бы мы сказали алкоголю, если бы он говорил по-русски»
  3. обсуждение чувств, которые возникали при составлении списков или написании письма
  4. обсуждение «Кто, узнав о своей болезни, бросает пить навсегда, а кто срывается и почему?»
  5. выделение ведущих мотивов отказа от алкоголя
  6. итоги

Примечание:

Говоря о том, кто окончательно бросает пить, а кто нет, сами пациенты часто говорят, что бросают те, кто «сильнее испугался». Испугаться можно потери здоровья, семьи, работы, человеческого облика и т.д. данное занятие позволяет поговорить об этих «страхах», переформулировать их в мотивы, цели, ради которых стоит жить и бороться с болезнью.

Упражнения и методики: групповая дискуссия, мозговой штурм, поиск ресурсов, вербализация эмоций.

Срыв и способы его предотвратить

Схема, ход занятия:

  1. знакомство, актуальное состояние, правила группы
  2. обсуждение последнего срыва, произошедшего в жизни каждого участника группы
  3. обсуждение способов борьбы с симптомами тяги
  4. итоги

Примечание:

В конце занятия его участники получают распечатку «Техники совладания с симптомами отказа».

Упражнения и методики: групповая дискуссия, поиск ресурсов.spanline-height:>

Групповая психотерапия о тяге и её контроле

Схема, ход занятия:

  1. знакомство, актуальное состояние, правила группы
  2. рисунок «Моё актуальное состояние»
  3. обсуждение чувств, возникших в процессе рисования
  4. участники группы составляют список эмоций, которые возникают, когда хочется выпить
  5. участники группы делятся рассказами о том, как они боролись с симптомами тяги
  6. ведущий обогащает арсенал имеющихся у группы способов борьбы с тягой, делается акцент на контроль своего эмоционального состояния. Возможная практическая рекомендация – ведение дневников состояния.
  7. итоги

Упражнения и методики: групповая дискуссия, поиск ресурсов, вербализация чувств, проективные

Взаимоотношения с близкими

Схема, ход занятия:

  1. знакомство, актуальное состояние, правила группы
  2. рисунок «Я и моя семья»
  3. обсуждение чувств, возникших в процессе рисования
  4. обсуждение роли алкоголя в семье, выявление вторичных выгод семьи от алкоголизации пациента
  5. итоги

Упражнения и методики: групповая дискуссия, проективные поиск ресурсов.

Стресс и способы его преодоления

Схема, ход занятия:

  1. знакомство, актуальное состояние, правила группы
  2. обсуждение причин алкоголизации: «Что даёт нам алкоголь?»
  3. обсуждение механизмов борьбы со стрессом: зрелых и незрелых
  4. присутствующие делятся на две группы. Первая составляет список незрелых реакций на стресс, вторая – список незрелых реакций на стресс.
  5. обсуждение цепочки: стресс→ухудшение эмоционального состояния→попытка изменить эмоциональное состояние (реакция на стресс): зрелая или незрелая. Яркий пример незрелой реакции на стресс – изменение своего эмоционального состояния с помощью алкоголя. Незрелые реакции на стресс, однако, приводят к новому стрессу и замыканию цепочки.
  6. ведущий обогащает арсенал зрелых реакций пациентов (аутотренинг, «квадрат дыхания» и т.д.)
  7. Итоги

Упражнения и методики: групповая дискуссия, мозговой штурм, возможно – «приятное воспоминание».

Групповая психотерапия и самоуважение

Схема, ход занятия:

1. знакомство, актуальное состояние, правила группы

2. каждый участник группы говорит о том, что нужно, чтобы уважать себя

3. мозговой штурм: участники группы дают свои определения слову «достоинство»

4. участники группы пишут «письмо потомкам»

5. обсуждение чувств, возникших в процессе написания

6. составление списка приоритетных целей на период после выписки

7. списки не оглашаются, ведущий спрашивает, есть ли цели, связанные с отказом от алкоголя. В идеале трезвость должна быть на первом месте.

8. итоги

Упражнения и методики: групповая дискуссия, мозговой штурм, «письмо потомкам»

 

Обратиться к специалистам клиник, вы можете по телефону в Москве: 8(495)6320065
Узнать стоимость консультации

Задайте вопрос анонимно:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *