История психотерапии

История психотерапии продолжается тысячелетия, согласно мнению одних исследователей, и длится всего одно — два столетия, по мнению других.

Такое противоречие во взглядах объясняется тем, что в истории психотерапии существует два периода: донаучный и научный.

Донаучный период в истории психотерапии, который не признают многие учёные, берёт своё начало в глубокой древности. Во время этого периода для лечения психических болезней применялись различные тайные ритуалы и магические практики. С древних времён люди, которым требовалась психотерапия, обращались к шаманам, колдунам, знахарям, жрецам, монахам, священникам.

Методы лечения душевнобольных в различное время несколько изменялись: в период античности их пытались излечить дружескими беседами, регулярными прогулками, физическими и речевыми упражнениями, во времена средневековья подобных больных сжигали на кострах, заковывали в цепи и сажали в тюрьмы. Только благодаря Великой французской революции и врачу Филиппу Пинелю в конце 18 века психически больных людей переместили из тюрем в больницы.

Научный период в истории психотерапии характеризуется возникновением и развитием различных психотерапевтических школ и направлений. Основу научной психотерапии составляют первые попытки излечения психически нездоровых людей с помощью внушения: «животного магнетизма» Месмера, гипноза, применяемого Брэдом, Льебо, Шарко, Бернгеймом, В.М. Бехтеревым и другими врачами. Термин «психотерапия» впервые ввёл в 1782 году английский врач Тьюк.

Первой школой в истории научной психотерапии стал психоанализ австрийского психиатра Зигмунда Фрейда. Согласно психоанализу, разработанному в начале 20 века, причиной психических болезней являлось подавление человеком под воздействием морали и общественных норм его основных инстинктов, сексуального влечения и стремления к разрушению.

Фрейд утверждал, что эти отвергаемые обществом и сознанием самого человека инстинкты и влечения ещё в глубоком детстве вытесняются в бессознательное и впоследствии становятся причиной психических заболеваний. Психоанализ ставил своей целью тщательный анализ детства пациента, благодаря которому тому удавалось вспомнить негативный опыт, заставивший его подавить и вытеснить своё либидо (сексуальную энергию) либо агрессию. Последователями З. Фрейда стали австрийский психиатр Альфред Адлер, швейцарский психиатр Карл Густав Юнг и ряд других, создавшие на основе психоанализа свои собственные школы и внёсшие свой вклад в историю психотерапии.

Важным направлением в истории психотерапии также являлся бихевиоризм, разработанный американским психологом Джоном Уотсоном. В бихевиоризме поведение любого человека, в том числе и психически нездорового, рассматривалось как совокупность реакций на различные стимулы.

Схема стимул – реакция, предложенная ранее И.П. Павловым и Ч. Шеррингтоном, в результате изучения ими рефлексов животных, стала основой для лечения психически больных людей. На основе классического бихевиоризма позже возникли оперантный бихевиоризм американского психолога Б.Ф. Скиннера, когнитивная психотерапия американского психиатра Аарона Бека и другие психотерапевтические школы и направления.

Огромное значение для истории психотерапии представляет гуманистическая психотерапия американских психологов Карла Роджерса и Александра Маслоу.

Пациент, называемый в гуманистической терапии клиентом, является уже не объектом воздействия, а самостоятельным субъектом, личностью.

Гуманистические психотерапевты впервые начинают относиться к своему клиенту как к самостоятельному человеку, который стремится к развитию, совершенствованию и самоактуализации, обладает неограниченными внутренними ресурсами и может с помощью психотерапевта самостоятельно решить свои проблемы. Под воздействием гуманистической психотерапии возникли гештальттерапия Ф. Перлза, психодрама Дж. Морено и ряд других школ.

Современная история психотерапии включает в себя множество различных школ, течений и направлений, которые возникли на основе классических психотерапевтических школ.

Лечение в клинике Преображение